Мусульманин сбрил бороду для защиты от COVID-19. Люди оценили поступок, ведь для верующего – это важный шаг


Военнослужащим и силовикам запрещает носить бороду законодательство

Борода делает мужчины брутальным и более мужественным (в плане внешности). Казалось бы, кому еще носить растительность на лице, как не военным, истинным мужчинам и защитникам страны. На самом деле носить бороду силовикам и военнослужащим запрещено законом.

Статья 344 главы № 8 Воинского устава Российской Федерации регламентирует правила личной гигиены военных. Согласно ей, военнослужащие обязаны ежедневно умываться, стричь ногти, следить за состоянием волос на голове и… лице.

Запрет обусловлен мерами безопасности. В полевых условиях борода может стать рассадником бактерий и болезнетворных микробов. Кроме того, во время рукопашного боя или схватки растительность на лице может помешать, став слабым местом бойца. А ношение противогаза и защитных масок наличие бороды сделает бессмысленным.

Как сделать засохший хлеб снова мягким: гениальный лайфхак с водой и духовкой

Водородные поезда будут работать на гибридном двигателе в Индии

Деревянные доски и изолента: делаем «плетеный» ящик для инструментов

Может ли православный брить бороду?

игумен Виталий (Уткин)

24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.

Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих?

Постараемся разобраться с этими вопросами.

Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.

Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

Источником канонов является именно Церковь, как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя Иоанна Златоуста. Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.

Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.

Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.

А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.

Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.

Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.

Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (Втор. 23, 13). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.

В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.

В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

Соответствует ли это действительности?

Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.

Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.

Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.

Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор. 11, 14 – 16).

Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот.

Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.

Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.

21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.

Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.

42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».

Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».

Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».

Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».

И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.

В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.

Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».

Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».

Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.

Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.

В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.

Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св.Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.

Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?

Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.

Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.

В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.

Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.

Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.

В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».

Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря, составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.

Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».

Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?

В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.

Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?

Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.

Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.

Источник: Интернет-журнал «Татьянин день»

Не все священнослужители могут носить бороду

Ношение бороды не приветствуется среди священнослужителей и последователей некоторых направлений христианства. Официального документа, запрещающего растительность на лице, нет.

Членам религиозной организации «Свидетелей Иеговы» и католикам не рекомендуется носит бороду по причине того, что растительность на лице имел Иисус Христос. По убеждению, простые смертные не имеют права ставить себя в один ряд с сыном Божьим.

Российское законодательство о ношении бороды

Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.

Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.

Борода может сломать карьеру пловцов

Международная ассоциация бокса и Международная федерация «Объединенный мир борьбы» официально запретили носить спортсменам растительность на лице. Решение касается только любителей.

У пловцов такого запрета нет. При желании они могут носить бороду. Однако лишняя растительность значительно ухудшает преодоление сопротивления воды, а потому может стать причиной спортивных провалов.

Почему некоторые люди едят что угодно и не набирают вес. Новые данные

Российская японка Катя: о традициях, карьере, отношениях

Пять минут и все готово. Ароматный и свежий соус с огурчиками

Больным в реанимации нельзя носить бороду

Мужчинам, имеющим слабое здоровье и хронические заболевания, также не рекомендуется носить бороду. Это связано с тем, что они не в силах обеспечить должный уход за растительностью и уделять достаточное количество времени личной гигиене. В результате, борода становится «домом» микробов и бактерий, которые вызывают заболевания и еще больше ослабляют и без того сниженный иммунитет.

Поддерживать оборот воздуха с помощью аппарат искусственной вентиляции легких у пациентов, имеющих растительность на лице, достаточно проблематично. По этой причине, врачи часто принимают решение сбрить бороду мужчинам, поступающим в реанимацию.

Частота процедуры

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Papadopoulos Giorgos (@giorgospapadopoulosofficial) 12 Окт 2020 в 6:29 PDT

О том, что ежедневное бритье никак не влияет на скорость и рост бороды, еще в 1963 году писал доктор Берман.

Он выявил другие факторы, влияющие на интенсивность роста щетины и её характер:

  • тестостерон;
  • генетический фактор;
  • возраст;
  • образ жизни;
  • применение специальных препаратов.

Постоянное бритье, по мнению исследователя, также не способно сделать волоски темнее и жестче.

Это было доказано еще в 1928 году: Милдред Тоттер, доктор Вашингтонского университета, рассмотрела в микроскоп волоски, которые отросли после частого бритья, и те, которые срезались реже. Разницы в их структуре и цвете исследователь не обнаружила.

Частое бритье не приносит пользы или вреда щетине — она растет так, как и всегда. А вот коже постоянный контакт с острыми лезвиями доставляет только негатив. Частые раздражения, незаживающие порезы, шелушения, зуд будут постоянно сопровождать мужчину.

У каждого парня щетина растет по-разному, поэтому определить точно для всех, когда надо бриться, невозможно.

Частота избавления от нежелательной растительности на лице — вопрос сугубо индивидуальный. Можно постараться дать только пару универсальных советов.

  1. Если кожа не склонна к раздражению, а щетина растет быстро, то бриться при желании можно ежедневно. Главное, чтобы этот процесс не вызывал сильный дискомфорт.
  2. Если кожа реагирует на бритье отрицательно, нужно проводить процедуру один раз в два дня. За это время эпидермис успеет восстановиться, маленькие ранки подзаживут.

Мужчинам рекомендуется давать своему лицу отдых в выходные дни — полностью отказаться от использования станков. Кожный покров восстановится и придет в норму, исчезнет раздражение.

Если часто брить бороду, то она растет быстрее — большое заблуждение.

Ни в коем случае не стоит травмировать лицо и верить недоказанным теориям о том, что волоски становятся жестче, а волосяные фолликулы активизируются. Это ложь, которая распространяется в пугающих масштабах.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ⚜Bearded Villain Member Loyal⚜ (@zimold) 12 Окт 2019 в 8:09 PDT

Единственное, на что влияет постоянный контакт с острым лезвием, — это состояние кожи. С таким энтузиазмом мужчина рискует её сильно испортить, о чем потом будет сожалеть.

Опасность для кожи

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Mordekhai_☀️ (@shemeshmoti) 12 Окт 2020 в 8:11 PDT

Кожа на лице чрезвычайно чувствительна — за ней нужно регулярно ухаживать, стараться её увлажнять и питать полезными веществами. Отрицательный ответ на вопрос, будет ли расти борода, если часто бриться, должен показать будущим бородачам, что травмировать лицо не стоит — результаты от этого только негативные.

Ежедневное удаление растительности на лице приводит к:

  • раздражениям — мелким зудящим красным прыщикам, которых при расчесывании становится все больше;
  • порезам, приносящим существенный дискомфорт;
  • чувству сухости и стянутости эпидермиса.

Увлекаться процедурой никому не рекомендуется. Лучше дать время коже обновиться, пусть на ней все хорошо заживет.

Немаловажны фактором в процессе правильного бритья является хороший инструмент. Мужчины отдают предпочтение следующим вариантам.

  1. Одноразовые станки

Несмотря на подсказку в названии, станки в итоге становятся многоразовыми, что экономично, но не очень хорошо для эпидермиса. В первый раз такое приспособление дарит гладкое бритье, а увлажняющая полоска, которая присутствует практически на каждой современной модели, дарит комфорт и гладкость.

При многоразовом использовании лезвия начинают ржаветь и тупиться, они только наносят травмы чувствительной зоне щек, подбородка и шеи.

С волосками они не справляются и приносят сильный дискомфорт.

  1. Электробритвы

Хорошая электробритва позволяет быстро и эффективно справиться с нежелательной растительностью на лице.

Но это не самый гигиеничный способ бритья — на лезвии со временем будет слишком много микробов, кожного жира и загрязнений, устранить которые сложно.

Далеко не каждая современная модель оснащена защитой от влаги, поэтому регулярное мытье исключено.

Мужчины замечали, что после использования электробритвы кожа реагирует отрицательно — появляются прыщи.

Связано это с тем, что во время такого бритья клетки эпидермиса не очищаются и не обновляются, поэтому и возникают такие проблемы.

  1. Т-образные станки

Такие инструменты многие видели в детстве у отцов и дедушек: их форма напоминает букву «Т», отсюда и пошло название. Приспособления всегда остаются очень острыми, они отлично справляются с щетиной любой густоты и длины. Их вес намного больше, чем у одноразовых аналогов, и это преимущество — не нужно сильно давить на инструмент, чтобы сбрить растительность в труднодоступном месте.

Металлический Т-образный станок — это гигиенично и удобно. Их можно мыть, а одна модель способна прослужить несколько лет.

  1. Опасные бритвы

Это классика в мире мужского бритья — такая крупная бритва с очень острым лезвием способствует высокой эффективности процедуры. Использовать её нужно максимально аккуратно, чтобы не нанести себе травм. Порезаться можно только в том случае, если мужчина будет игнорировать правила бритья.

Опасные бритвы не вызывают раздражения, хорошо справляются с волосками любой длины и густоты.

Результат — идеально гладкое лицо без ощущения дискомфорта.

Даже использование самого эффективного станка никак не повлияет на волосяные луковицы — еще один ответ на вопрос, нужно ли брить бороду, чтобы она росла. Ухаживать за растительностью нужно из соображений гигиеничности и для того, чтобы придать ей аккуратную форму.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Iestyn Bufton (@bufboot) 12 Окт 2020 в 8:08 PDT

В процессе бриться можно травмировать кожу и получить раздражение только в нескольких случаях.

  1. Использование затупившегося или ржавого лезвия. В таком случае придется сильно давить на лицо, чтобы добиться хоть малейшего результата.
  2. Игнорирование необходимости прешейва. Грамотная подготовка эпидермиса к бритью позволяет избежать порезов и раздражения.
  3. Использование некачественных средств для бритья. Крем, гель, пена, мыло или любая другая косметика должна обеспечивать хорошее скольжение, успокаивать кожу, защищать её от травм разного характера.
  4. Отсутствие заключительного этапа. После того, как мужчина побрился, ему нужно нанести специальное средство, которое увлажнит кожный покров, стимулирует регенерационные процессы, сделает его мягким и шелковистым.

Бритье — важный процесс, к которому относиться стоит ответственно. Забота о своем лице всегда приносит хорошие результаты.

Мусульман вылавливают в мечетях, вынуждая сбривать бороду

В странах Средней Азии активно борются с мужчинами, носящими растительность на лице. В Туркменистане граждан, которые, несмотря на запреты, носят бороду, «вылавливают» в мечетях и насильно заставляют сбривать растительность.

В Европейской части России с воскресенья наступит жара, аналогичная концу июля

Дистанционная терапия идеально подходит для родителей: меньшая трата времени

В прихожей нужна была удобная банкетка: мы сделали ее сами из старой мебели

Более того, людей потряс официальный документ, который случайно просочился в Интернет. Согласно тексту письма, директор объединения «Туркменфильм» Язмурад Шадурдыев дает артисту Меляеву разрешение на ношение бороды и усов. Это исключительный случай, поскольку мужчине предстоит сыграть в историческом фильме по произведению президента. Если бы предполагалась работа в другой кинокартине, сценариста, вероятнее всего, попросили бы переписать сценарий, изменив образ героя и его описание!

К усам власти относятся терпимее. А вот длинная борода может выдать человека за исламиста и экстремиста. В некоторых регионах Таджикистана людям запрещено делать фото на заграничный паспорт, имея растительность на лице.

Интересен тот факт, что до сих пор официального документа, закона, в котором регламентирован запрет на ношение бороды, нет. Хотя власти стран Средней Азии предпринимают попытки создания такового.

В одном из городов Таджикистана у мигрантов, имевших растительность на лице и приехавших на заработки в страну, забирали документы, удостоверяющие личность. Условием возврата паспорта являлось избавление от бороды.

Растительность разрешается носить только имамам и муллам. Но длина бороды не должна превышать трех сантиметров.

Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев

Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:

«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».

Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».

По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.

Не запрещено, но не желательно

В Узбекистане официально не запрещено носить растительность на лице. Хотя и крайне не желательно. В последнее время власти страны стали более терпимыми к гражданам с бородой, понимая, что это, скорее, дань моде, а не проявление протеста и экстремистских намерений. Бывали случаи, когда футбольных фанатов обязали сбривать бороду, чтобы они могли пройти на стадион и насладиться игрой любимой команды.

Замок Тайнтесфилд хранит старинные таблички, которыми подписывали сорта цветов

Что о нас подумают те, кто их не носит, или Почему мы боимся носить маски

Парень знал, что у него не будет выпускного: мама устроила для сына сюрприз

Не так давно, в 2020 году Нурсултан Назарбаев, бывший президент Казахстана, заявил, что намерен на законодательном уровне запретить ношение бороды и коротких штанов. Позже политик пояснил, что имел ввиду длинную растительность на лице. К слову сказать, закон так и не был принят.

В Татарстане также идут дискуссии по поводу ношения бороды. Растительность на лице не желательна. Но граждан, носящих бороду, не вылавливают и не заставляют бриться. Представители сильного пола прекрасно понимают, какой длины должна быть борода, чтобы ими не интересовались правоохранители. Власти республики понять можно: им трудно понять, кто перед ними: хипстер, следящий за модой, или злостный исламист.

Стоит отметить, что сунниты ношение бороды и усов считают поощряемым, желательным действием. В религии имеется четыре основных школы, которые по-разному трактуют ношение растительности на лице. В одной она запрещена, в другой — наоборот, является обязательным атрибутом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: